Маркировка колесных дисков автомобиля предназначена для определения возможности их использования на определенной модели автомобиля и наносится на внутреннюю поверхность диска, а также в обязательном порядке дублируется на упаковке, сопроводительном буклете или наклейке.
Пример маркировки: 7.5J x16 Н2 5/112 ET 35 d 66.6
Где:
7,5 – ширина обода в дюймах. Данный размер должен обязательно совпадать с шириной используемой шины, так как при несоответствии этих показателей, шина может слететь с диска при движении, что чревато тяжелыми последствиями.
J – закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и т.п.).
x – данное обозначение указывает на то, что данная модель неразборная.
16 – посадочный диаметр обода колеса в дюймах, который соответствует посадочному диаметру шины. На легковых автомобилях применяются диски диаметром от 12 до 32 дюймов, но наиболее распространенными являются 14-16 дюймовые диски.
Предупреждение! Ни в коем случае не позволяется устанавливать шины меньшего диаметра, чем посадочный размер у диска!
Н2 - (сокращение от английского Hump – горб, бугор) указывает на наличие кольцевых выступов (хампов) на полках обода, благодаря которым бескамерная шина не соскакивает с диска. Чаще всего на диске встречаются два хампа (обозначение Н2), но встречаются и другие случаи:
- Н – наличие только одного хампа.
- FH (Flat hump) – хамп плоской формы
- AH (Asymmetric Hump) – ассиметричный хамп
- CH (Combi hump) – комбинированый хамп
- Также есть диски, на которых хампы отсутствуют.
5/112 – PCD (Pitch Circle Diameter). Цифра 5 – количество крепежных отверстий в диске для болтов или гаек (наиболее распространенные диски с количеством крепежных отверстий от 4 до 6, реже встречаются с 3, 8 или 10 отверстиями). 112 – диаметр окружности в мм, на которой расположены центры крепежных отверстий. Существует ограниченное число таких диаметров (примеры – 98, 100, 112, 114,3, 120, 130, 139,7 и некоторые другие, они применяются автопроизводителями либо по традиции, либо как наиболее подходящие для определенных типов автомобилей – так, размер 139,7 характерен для пикапов и внедорожников).Изредка встречаются колеса с двумя «наборами» по 4 или 5 крепежных отверстий, расположенными на двух разных диаметрах.
Предупреждение! Крепежные отверстия колеса выполнены с допуском в плюс по диаметру. Поэтому можно ошибиться в выборе по данному показателю, если он отличается от штатного на пару миллиметров. Например, на ступицу с PCD 100/4 (размер, характерный для автомобилей Opel и Daewoo) часто пытаются установить колесо PCD98/4 (ВАЗ, ФИАТ) - 98 мм от 100 на глаз не отличишь. Это недопустимо! В этом случае из всех гаек только одна будет затянута полностью, остальные же отверстия "уведет", и крепеж окажется недотянутым или затянутым с перекосом – посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет очень сильно "бить", кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой и в результате возможна потеря колеса во время движения..
Еще одно предупреждение! Ни в коем случае нельзя «подганять» крепежные отверстия колеса с помощью сверла или круглого напильника – этими действиями вы безнадежно испортите диск, и его можно будет только сдать в утиль. Крепежные отверстия выполняются с высокой точностью, которую без специального станка обеспечить невозможно. При сомнении в величине PCD у колеса с отсутствующей маркировкой можно попытаться измерить данный диаметр штангенциркулем, но лучше прибегнуть к помощи специалистов, обладающих специальными приборами.
ET – (мм) вылет диска. Вылет - это расстояние между посадочной (привалочной) плоскостью диска колеса, прилегающей к ступице автомобиля, и воображаемой плоскостью симметрии обода. Если привалочная плоскость находится «снаружи» относительно плоскости симметрии, вылет колеса называется положительным, например, ЕТ35; если «изнутри» (ближе к автомобилю) – вылет отрицательный, например, ЕТ-20. Иными словами, чем больше колесо выступает из колесной арки, тем меньше величина вылета. Часто встречаются колеса с обозначением ЕТ0 (вылет равен нулю, т. е. привалочная плоскость колеса и плоскость его симметрии геометрически совпадают). В редких случаях вместо обозначения ЕТ могут встречаться обозначения DEPORT или OFFSET (в зависимости от страны).
Предупреждение! Не стоит устанавливать на автомобиль диски с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире, что немного повышает курсовую устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко возрастает нагрузка на ступицу. Увеличить же вылет, то есть сузить колею, в поголовно, невозможно — диск упрется в тормозной механизм.
d – диаметр ступицы или диаметр центрального отверстия в мм. Обычно данный размер лежит в пределах от 50 до 70 мм. В идеале он должен , быть равным диаметру посадочного пояска на ступице автомобиля. Если диаметр посадочного пояска больше диаметра ступицы, то установить колесо будет невозможно. Если диаметр пояска меньше, то можно применить центрирующее посадочное кольцо, которое облегчит крепление колеса, особенно при отсутствии вспомогательных шпилек. Центрирующее посадочное кольцо – не является обязательным элементом при установке колеса, оно не центрирует колесо относительно ступицы. Колесо центрируется на ступице исключительно крепежными болтами или шпильками с гайками.
Предупреждение! Ни в коем случае не стоит пробовать прикрепить колесо к ступице какими-либо «подходящими» болтами либо гайками – нужно применять исключительно специальные болты и гайки, предназначенные для крепления колес. Они всегда имеются в продаже в шинных центрах и магазинах автозапчастей.
На диске также может быть указано:
Дата изготовления. Обычно год и неделя. Например: 0403 означает, что диск выпущен в 4 неделю 2003 года.
SAE, ISO, TUV, РСТ – клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
MAX LOAD 2000LB – во многих случаях указывается максимальная нагрузка на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Здесь приведен пример максимальной нагрузки в 2000 фунтов (908кг).
MAX PSI 50 COLD – означает, что давление в шине не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв. см), COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.